Метро Санкт-Петербурга в 2022 году ждут серьезные изменения. Впрочем, это неудивительно, поскольку его ремонт и расширение идут уже на протяжении нескольких лет. И этот факт не может не радовать. Город разрастается, ввиду чего жители отдаленных районов сталкиваются с массой трудностей, пытаясь добраться до места работы или учебы. С появлением же новых станций и веток проблема будет решена.
Содержание
План по развитию метрополитена в Санкт-Петербурге
Для начала коснемся истории. Открытие метро в Санкт-Петербурге произошло вскоре после Великой отечественной войны, а именно в 1955 году. Московское метро, кстати, открылось 20 годами ранее. 15 ноября со станции «Площадь Восстания» по Кировско-Выборгской линии отправились первые полные пассажиров поезда.
Линия состояла из 7 станций:
- Площадь Восстания;
- Владимирская;
- Технологический институт;
- Балтийская;
- Нарвская;
- Кировский завод;
- Автово.
Позже к ним добавилась станция «Пушкинская», благодаря которой появилась возможность на подземке добраться до нужного вокзала (Московский, Варшавский, Балтийский, Витебский).

Спустя 3 года, в 1958, линию продлили в северном направлении, дополнив ее станциями Чернышевская и Площадь Ленина.
На сегодняшний день метрополитен Санкт-Петербурга заметно расширился. Он состоит из 5 веток, 72 станций и 7 пересадочных пунктов. Его общая протяженность достигает 150 километров.
А теперь о развитии. Абсолютно все изменения, начиная с проектирования и заканчивая строительством, подчиняются ряду законодательных актов. Среди них госпрограмма «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга», которая была утверждена Правительством города еще в 2014 году (последние изменения вносились в феврале 2020 года). Согласно ей и другим документам, к 2020 году планировалось открыть 41 новую станцию. Но были внесены изменения, и программу сократили (до 13 станций).
Если в 2022 году не случится каких-то форс-мажорных ситуаций, то к 2030 метрополитен в СПБ обзаведется несколькими новыми ветками, станциями и электродепо. Карта метро будет выглядеть примерно так:
Новые станции, которые уже эксплуатируются
Начиная с 2010 года, схема метро пополнилась такими станциями:
- 2010г. — Обводный канал;
- 2011г. — Адмиралтейская;
- 2012г. — Бухарестская;
- 2012г. — Международная;
- 2018г. — Зенит (раньше называлась Новокрестовская);
- 2018г. — Беговая;
- 2019г. — Шушары;
- 2019г. — Дунайская;
- 2019г. — Проспект Славы.
Также была открыта пересадочная станция «Спасская». Правда, построили ее еще в 2009 году, но вестибюль открыли только осенью 2013.

Открытие каких станций планировалось на 2022 год
Открытие новых станций метро в Санкт-Петербурге планировалось в двух районах. Так, в Красносельском районе – это Юго-Западная и Путиловская. Они расположены в непосредственной близости к ЖК «Английская миля», «Аист», «Наутилус» и т.д. Здесь же находится Финский залив, Полежаевский парк, торговый центр «Жемчужная Плаза» и другие объекты и достопримечательности.
В Василеостровском районе должна появиться станция «Горный институт». Ее предназначение — улучшить ситуацию с транспортом для жителей ЖК «Колумб», «Палацио», «Golden City» и других.
Согласно госпрограмме, в 2022 году с новой станции будет обустроен переход на «Большой проспект-2».
Смещение дат
Несмотря на то, что в документах были точно определены даты, когда нужно сдавать тот или иной объект, ситуация немного изменилась. Причин несколько. Во-первых, свои коррективы внесла пандемия. А во-вторых, первая причина спровоцировала финансовый кризис. В результате финансирование уменьшилось примерно на 8 000 000 000 рублей. Меньше всего финансов досталось так называемой «оранжевой» (Лахтинско-Правобережная) и «коричневой» (Красносельско-Калининская) линиям.
Теперь план по их расширению выглядит так:
- Горный институт — начало зимы 2023 года;
- Театральная — 2024-2025г;
- Кудрово — 2025г;
- Гавань, Морской фасад — после 2030г;
- Юго-Западная, Путиловская — 2023г;
- Броневая, Заставская — 2026г и позже;
- Боровая — после 2026г;
- Суворовская, Полюстровский проспект — после 2030г.
В список можно добавить Индустриальный проспект, Улицу Коммуны, Площадь Калинина и Большеохтинскую станции, которые должны были открыться уже в 2022 году. Ждать их появления теперь стоит не раньше 2030 года, и то это только теория.
Как будут выглядеть новые станции «оранжевой» и «коричневой» линий
Театральная станция («оранжевая» линия) поначалу ничем не будет отличаться от других. Однако позже ее оснастят вестибюлем с выходом наверх к историческому корпусу Мариинского театра.
Станция «Горный институт», главное назначение которой — разгрузить Приморскую и Василеостровскую ветки, будет иметь выход на место пересечения Большого проспекта и Косой линии.
О «коричневой» линии информации тоже немного. Известно только, что вестибюль Юго-Западной станции планируется построить в виде многоэтажного здания (6 этажей). Там будут офисы различных служб метро.
Путиловская станция станет обычным пересадочным пунктом.

Сложности строительства
Причин, почему строительство и введение в эксплуатацию станций метро откладывается на годы вперед, несколько. На первом месте недостаточное финансирование. Как сказано выше, пандемия и последовавший за ней финансовый кризис заметно снизили количество средств, выделяемых на развитие метрополитена. И если в Москву деньги идут из федерального бюджета, то в Санкт-Петербурге метро приходится расширять, используя городской бюджет.
Вторая причина — подземные воды и плывуны. Эти особенности грунта требуют использования специального оборудования, проведения сложных расчетов. К тому же, работы проходят на большой глубине. Все это существенно повышает расходы.
И, наконец, третья причина — нехватка места для оборудования вестибюлей. При строительстве СПБ этот фактор не учитывался. Поэтому сейчас руководству метрополитена приходится что-то разрушать, пытаться выкупить нужные участки земли, заключать договоры с владельцами уже существующих зданий. Пример — станция «Адмиралтейская».

Заключение
Итак, будут ли какие-то изменения в метро Санкт-Петербурга в 2022 году, точно неизвестно. Проект развития метрополитена есть, но когда он будет реализован, зависит от многих факторов, например, от финансового положения. Жителям остается надеяться, что все пойдет так, как запланировано. А пока им приходится искать другие удобные способы добираться на работу или учебу.
Читайте также: